Денис Торгашов-Мартьяновmaster |
Общая вводная для участников
Атомная отрасль в России, после продолжительного застоя в конце ХХ века, переживает ренессанс. Правительство поставило перед отраслью амбициозные планы и предприятиям Росатома выполнить их будет непросто. Мало того, пакет международных заказов Росатома всё время растет. Это важно как для самой корпорации, стремящейся восстановить утерянные в 1990-е годы позиции на мировых рынках, так и в рамках программы модернизации страны, о которой заявил президент Д.А. Медведев, где атомная отрасль названа одним из приоритетных направлений развития. Растущий пакет заказов заставляет регулярно пересматривать и корректировать планы загрузки производственных предприятий Росатома, дефицит мощностей и ресурсов ощущается все более и более и это может поставить под угрозу срыва всю программу развития отрасли, принятую правительством.
В связи с этим в правительстве и руководстве Росатома активно обсуждается вопрос о тех мерах, которые надо предпринять, дабы увеличить производительность труда, сделать отрасль более динамичной, способной эффективно отвечать на вызовы времени. Но единого мнения на счет этих мер нет. Правительство раскололось на две партии: одна - сторонники активной государственной промышленной политики и осуществления программы РЕИДУСТРИЛИЗАЦИИ, другая – рыночники, сторонники глобализации и мировой интеграции, выбравшие для себя в качестве инструмента влияния идею создания в стране Международного Финансового Центра (МФЦ).
Эти две группы по разному видят себе те индикаторы, на которые надо ориентироваться в оценке деятельности отрасли. Сторонники РЕИНДУСТРИЛИЗАЦИИ ориентированы на такие показатели, как «план» и «вал». Рыночники же (сторонники МФЦ) считают эти индикаторы атавизмами советской эпохи, превратившие отрасль в «неповоротливого монстра», что и обусловило отставание на мировых рынках в конце ХХ века. Взамен они предлагают другие индикаторы: «капитализация» и «курс акций» на бирже МФЦ. Это предполагает, что отдельные предприятия отрасли должны быть акционированы и часть их акций (во все не контрольный пакет, как пугают противники рыночников, а лишь небольшая часть, способная служить индикатором оценки рынком состояния дел на отдельном предприятии) пущено в обращение. Сторонники Реиндустрилизации возражают, что такая отрасль, как атомная не должна приватизироваться, а должна находиться под 100% контролем государства, так как представляет собой повышенную опасность и требует жесткого государственного контроля. Споры продолжаются, напряжение на заседаниях Совета по Модернизации, где они происходят, возрастает. Вероятно, какое-то решение будет принято и тогда, возможно, отрасль ожидает реформирование.
В любом случае обе группы ожидают, что предприятии отрасли пройдут полосу глубокой модернизации и ждут от инженерного состава предприятий активных действий в этом направлении. Поскольку возможности наращивания количества новых АЭС ограничены, хотя количество новых строек явно возрастет, то совершенно необходимо увеличивать показатели отдельных компонентов: мощность энергоблоков, время работы реакторов и других ключевых звеньев АЭС и т.д., а это в свою очередь требует улучшений агрегатов, из которых состоят уже они. Смогут ли инженеры решить эти вопросы, модернизировать своё производство или снова все инициативы утонут в излишнем бюрократизме, апатии и «пофигизме» работников или же в неразберихе очередных реформ, крайне непоследовательных и потому приводящих только к нарастанию общего бардака? Собственно вопрос о том, как эффективно стимулировать необходимый модернизационный процесс, и является сутью спора менеджмента компании и членов правительства.
Тут большую роль играют предприятия-смежники Росатома. Их много, они не входят в саму корпорацию и являются независимыми субъектами на рынке. Многие из них представлены небольшими частными фирмами, которые, тем не менее, также имеют в своем составе сильный инженерный корпус. Эти фирмы, очевидно, также могут принять участие в модернизации отрасли, но как оптимально простроить отношения между ними остается вопросом. Развивать конкуренцию или же способствовать передачам технологий друг другу? Возможно, что правильный тип отношений будет создан в иннограде «Сколково», который решено строить по инициативе президента Д.А. Медведева. Впрочем, многие считают, что этот проект обречен, так как превратится в очередную «потемкинскую деревню» и воронку по «отмыву денег». Этот скепсис, царящий в некоторых кругах, делает проблематичным набор желающих принять участие в проекте. Но правительство, тем не менее, не отступает от идеи иннограда, и собирается, «не мытьем, так катаньем» проводить идею в жизнь.
В завершение общей картины скажем несколько слов о перспективных направлениях развития отрасли, над которыми бьются как в мире, так и в отраслевых НИИ страны. Здесь также не утихают споры: во что следует направить основной финансовый поток (а он сокращается, так как задачи увеличения мощности и необходимость новых строек оттягивают существенный денежные средства): в совершенствование технологии ВВЭРов, которые в ближайшие десятилетия станут основным костяком отрасли или в будущее: технологии ВТР или реакторы на быстрых нейтронах? Конкуренты Росатома на мировых рынках тоже не дремлют, предлагая свои технологические решения. Технологический шпионаж и копирование давно стали инструментами сокращения отставания в области технологий и развивающие страны (Китай, Индия…)вовсю пытаются догнать мировых лидеров. Может и России не стоит пренебрегать этим инструментом?
Сможет ли Россия провести модернизацию, сможет ли захватить новые рынки сбыта, сможет ли продвинуть свои технологии и технологические стандарты, сможет ли обеспечить надежность и безопасность своих АЭС и разработать новое поколение реакторов – всё это покажет будущее…
Кого можно играть:
- членов правительства: комиссия по Модернизации (сторонники РЕИНДУСТРИЛИЗАЦИИ и рыночники-стороннники МФЦ; у каждого из них будет в подчинении свой Банк), члены ГосКонтроля;
- менеджмент Росатома, как головной канторы, так и отдельных компаний отрасли;
- предприятия смежники, которые являются независимыми компаниями и конкурируют между собой за заказы внутри отрасли, создают собственные инновационные наработки;
- инженерный состав, работающий как в компаниях отрасли, так и у смежников;
- представители ведущих НИИ.
Комментарии (3)
Где здесь написано про дочерность АЭС?
а ты подумай, как это на самом деле? или станции работают независимо? Фонарик включи)
Вот потому что он включен, я и говорю, что здесь этого не указано. (А фонарик на диодах?)
Чистый лист на экзамене всегда можно трактовать двояко: Ученик или не чего не знает. Либо он знает на столько хорошо что в нем не нуждается (право последние случается редко).